РЕГИОН МЕДИА Рекламное агентство полного цикла

Вконтакте

Появление сети ВКонтакте, являющейся русскоязычным аналогом действующих в мире соцсетей, изначально не относилось к гениальному открытию. Однако если идея и не была гениальна, то уважения заслуживает своевременность выхода сервиса, на текущее время ставшего крупнейшей русскоязычной сетью Интернета, а также 42-м по популярности ресурсом в мире.

По сведениям некоторых изданий, учредители ВКонтакте — сын известного предпринимателя М.Мирилашвили — Вячеслав, его дед, а также Лев Левиев и Павел Дуров.

Как все начиналось

Функционирование альфа-версии ВКонтакте началось в 2006 году, когда Павлу Дурову, главному разработчику сервиса, было 22 года. Бета-тестирование было запущено в сентябре — готовая версия, накануне окончательного выхода, использовалась для устранения выявленных ошибок. Регистрация домена vkontakte.ru была произведена в начале октября 2006 года, а уже 10 октября сервис запустили официально.

Изначально проект был закрытым и регистрация предоставлялась по приглашениям студентам, причем по своим настоящим данным. К этому моменту уже можно было пользоваться личными сообщениями, поиском и фотоальбомами, настраивать профиль, выбирать места учебы. Новшеством стала возможность, позволяющая отметить на фото человека.

Спустя полтора месяца работы ВКонтакте, регистрацию открыли, а чтобы увеличить число пользователей, начинается рекламная компания. Для привлечения аудитории был предпринят весьма удачный ход: организован конкурс, подразумевающий приглашение в сеть друзей и призы от Apple, что добавило сайту большей известности. Но и без подобного приёма популярность сервиса лавинообразно повышалась. Уже через несколько недель работы сервер сайта перестал справляться с нагрузкой, и потребовалось наращивание мощности.

В январе по темпам роста ВКонтакте оказывается в ТОП-50 перспективных русскоязычных сайтов, в 2007 году сервис входит в ТОП-5 наиболее посещаемых, а в ноябре сеть регистрирует трехмиллионного пользователя, к концу году уступая только сервису от mail.ru. К концу 2010 года ВКонтакте насчитывает уже порядка 100 миллионов своих пользователей.

Финансовая составляющая

Для увеличения оборотов, введения новых функций и наращивания числа пользователей, сеть нуждалась в больших суммах денег, предназначенных для приобретения новых серверов и их поддержки, а также для расширения штата сотрудников, причем требуемые суммы исчислялись уже в миллионах долларов. Владельцам ВКонтакте проступали предложения о покупке и был выбран фонд «Digital Sky Technologies» (известный также как DST), которому за более чем 16 миллионов долларов было продано почти 25% акций сервиса.

В первое время ресурс воздерживался от рекламы, ориентируясь исключительно на своих пользователей и обеспечение связи между ними, а также на удобный поиск. Но вскоре приходит понимание, что затраты на видео- и фотохостинги начали расти, и просто неразумно отказываться от получения дохода. От откровенной рекламы сеть все еще отказывается, однако задействуются иные инструменты для извлечения прибыли: повышение личного рейтинга платными СМС. Затем вводятся платные «Подарки», где требуется заплатить за отправку другу виртуальной открытки либо какой-то вещи. Продажа виртуальной валюты осуществлялась с использованием живых денег.

Но выручки все равно не хватало для того, чтобы окупить сервис, и в 2008 году появляется реклама, вместе с возможностью размещать игры и прочие платные сервисы за отдельную плату. Размещая независимыми разработчиками в ВК онлайн-приложения и разнообразные игры, позволяет ВКонтакте зарабатывать на реализации виртуальных атрибутов и доступов. Подобная практика только в 2009 году принесла сервису около 10 млн долларов только благодаря одной игре — «Счастливому фермеру». По некоторым данным, в общем, за 2009 год, сеть выручила миллиард рублей, но сложно сказать, был ли он достаточно прибыльным.

К весне 2011 года у DST — единственного стороннего инвестора проекта, сейчас именуемого Mail.ru Group, был миноритарный пакет с акциями, составляющий 32.5%. Вместе с тем, менеджерами Mail.ru Group высказывались намерения выкупить полностью все акции и объединить ВК с Одноклассниками и Mail.ru.

Но Дуров подобные заявления опроверг, заявив, что имеющееся положение дел, с принадлежностью контрольного пакета акций ВКонтакте, меняться не будет. Ситуация будет сохранена по причине того, что наличие миноритарной доли у Mail.ru, не позволяет оказывать влияние на общую стратегию ресурса. Помимо этого, Дуровым делается акцент на том, что основная цель сети — не извлечение прибыли, и что на данный момент в сервисе, в сравнении с другими бесплатными сетями, количество рекламы минимально.

В 2011 году компания оценивается уже в 2 миллиарда долларов.

Сопутствующие проблемы

Владельцам ВКонтакте приходилось сталкиваться и с нападками по причине распространения контента, относимого к «пиратскому», а также присутствия материалов, имевших порнографические приметы. В 2011 году сервис оказывается в списке изданий, замеченных в распространении нелегального контента и товаров, находящихся под защитой авторских прав. Данный список был подготовлен на основе исследований, проведенных администрацией США. Некоторые правообладатели заявили, что на ВКонтакте в Рунете приходится половина всех видеопоказов и не решаются вопросы, связанные с пиратским контентом, оказывая помеху для выхода акций на международные биржи. Может быть, это и повлияло на введение более жестких правил регистрации — отныне зарегистрировать аккаунт можно лишь воспользовавшись приглашением друга, который укажет номер мобильного «свежего» пользователя. Помимо этого, к концу года обещается ввести систему, призванную бороться с опасным контентом.

Основной проблемой, кроме наличия претензий по законности размещаемой информации, остается и безопасность самого ресурса. За время функционирования ВКонтакте отмечалось немало удачных взломов аккаунтов, видов мошенничества, рассылки спама и пр.

Перспективы ВКонтакте

Рост аудитории ВК продолжается и по сей день. По своему трафику и числу пользователей, сервис продолжает обгонять Мой Мир и Одноклассники. Но ресурсы, предоставляемые русскоязычной аудитории, исчерпали себя на ¾ - порядка 220 млн аккаунтов уже зарегистрировано в сети на 2015 год.

Менеджеры ВК неоднократно заявляли о намерении вывести компанию на мировой рынок, а обойти Фэйсбук планируется путем удовлетворения пользователей из конкретных стран. Одновременно с этим, есть и некоторые неприятные прогнозы, основанные на снижении популярности соцсетей в общем.

Коллектив ВКонтакте сегодня

Сегодняшний коллектив разработчиков сети представлен программистами-единомышленниками, среди которых много друзей Дурова со времен учебы. В компанию попадают лишь «самые-самые», победители олимпиад, отличники.

Трудятся сотрудники ВКонтакте в офисе, расположенном в бизнес-центре «Дом Зингера» (центр Санкт-Петербурга). Офис предоставляет все для успешной работы и отдыха, но требования у руководства в отношении коллектива довольно серьезны: курение запрещено, алкоголь не допускается даже на корпоративах, не допускаются ссоры между сотрудниками, а также нецензурные выражения.


Новости компании


Вконтакте

Преимущества веб-сайтов: почему вам стоит вести бизнес онлайн?

18.05.2020

подробнее
Вконтакте

DOOH продвижение – виды цифровой наружной рекламы

13.05.2020

подробнее
Вконтакте

Ведение бизнеса в условиях кризиса – как сохранить свое дело

07.05.2020

подробнее

Акции компании