Sitemap (что означает в дословном переводе – «карта сайта») – это специализированный инструмент, использующийся для успешной навигации пользователя по сайту. Как правило, Sitemap располагается на главной странице веб-ресурса и представляет собой каталог всех разделов сайта.
Главная функция Sitemap – помочь пользователю в самый короткий срок найти ту информацию на сайте, которая его интересует больше всего. Можно также использовать формат Sitemap для предоставления дополнительной информации о страницах веб-сайта. С точки зрения сео-оптимизации, наличие у сайта Sitemap значительно ускоряет индексацию его страниц.
Sitemap, как лучший способ индексации страниц, разработан компанией Google летом 2005 года. Был создан удобный в эксплуатации компактный файл, позволяющий в текстовой форме описать структуру сайта, указав его наиболее важные места, «старые» и «новые» веб-страницы. Удачное воплощение навигационной системы заинтересовало и других гигантов-поисковиков и в 2006 году формат Sitemap стал использоваться Yahoo, Ask, Google. Первым отечественным поисковиком, применившим формат Sitemap , стал в 2008 году Яндекс.
Карта сайта необходима для воплощения двух основных целей:
Файл Sitemap относится к категории файлов формата XML . С помощью файла Sitemap веб-мастера, создающие сайты, доносят поисковикам информацию о страницах ресурса, доступных для сканирования. В идеале Sitemap должен включать в себя максимальное количество сведений о ресурсе. Алгоритмы работы всех современных поисковых систем учитывают наличие Sitemap: в первую очередь в поисковой выдаче появляются сайты, имеющие навигационную карту. Если нет возможности отображения всей информации о сайте, то можно использовать минимум, в который должны обязательно входить следующие структурные элементы:
Если в структуре сайта нет навигационной системы, разработанной на основе Sitemap, то поисковые системы не будут его пессимизировать. С теоретической точки зрения, поисковые роботы должны самостоятельно сканировать весь контент сайта и включить его страницы в поиск. Однако всегда существует риск, что произойдет сбой в поисковой системе и многие веб-документы станут невидимыми для пользователей. Самыми «проблемными местами» обычно выступают разделы, просмотреть которые возможно лишь преодолев цепочку многочисленных ссылок.
Таким образом, с точки зрения сео-оптимизации контента и продвижения сайтов, наличие навигационной системы делает сайт более доступным для посетителей, так как значительно облегчает индексацию страниц. Также повышается вероятность того, что адреса веб-страниц попадут под индексацию до того момента, как недобросовестные веб-мастера успеют скопировать уникальный контент, содержащийся на них. Ведущие поисковые системы всегда предпочтут сайт-первоисточник копипасту, который подвергается пессимизации. Но не стоит забывать, что внедрение в работу сайта протокола Sitemap – это не абсолютная гарантия того, что поисковики проиндексируют веб-страницы сайта. Инструментарий Sitemap - это лишь подсказка-дополнение для сканеров, которые могут сделать сканирование ещё более тщательным.
Соблюдая нижеперечисленные рекомендации, можно разработать Sitemap, соответствующую требованиям поисковиков и максимально удобную для эксплуатации, повышающую привлекательность сайта:
Структурная схема Sitemap должна соответствовать иерархии сайта. Например, ссылки, ведущие на страницы с важной информацией, нужно выделять более крупным и жирным шрифтом, чем ссылки, содержащие малозначительную информацию. Для посетителей сайта это создает комфортные условия для просмотра информации.
Все адреса, указанные в навигационной системе на основе файла Sitemap, должны быть размещены с ним на одном хосте. Оптимальнее всего поместить Sitemap в корневой каталог. После того, как файл Sitemap размещен на ресурсе, нужно сообщить поисковым системам о его расположении, прописав его протокол.