Термин «пессимизация сайтов» впервые был использован разработчиками поисковой машины Rambler. Он означает искусственное (принудительное) понижение позиции web-ресурса в результатах поисковой выдачи за счет наложения различных фильтров и штрафов. Под пессимизацией понимают также обнуление значений или полное отключение ссылочного ранжирования некоторых интернет-страниц.
Подобные штрафные санкции, связанные с несоблюдением правил поисковых систем, накладываются на сайты автоматически или вручную. Это своеобразное предупреждение, выдаваемое нарушителям за использование методов поискового спама, агрессивной рекламы и ряда других нечестных приемов продвижения.
Со стороны поисковых систем такие шаги предпринимаются, главным образом, в интересах конечного пользователя. За счет пессимизации или полного исключения некоторых веб-страниц из поиска формируется оптимальная для пользователей выдача с максимально полезными результатами.
Принудительное понижение поисковых рейтингов может происходить в автоматическом или в ручном режиме.
Автоматическая пессимизация осуществляется специальным поисковым роботом в процессе индексации web-сайтов. Программа распознает нечестно оптимизированные страницы, неестественно набранную ссылочную массу или неуникальный контент. После чего ресурсу присваивается определенный коэффициент, определяющий понижение уровня ранжирования. В результате страницы теряют свои позиции по определенным ключевым запросам, что приводит к существенному снижению посещаемости.
Пессимизация в ручном режиме осуществляется модераторами поисковой системы. Подобное происходит после обращения в службу поддержки физического лица, указывающего на факт нарушения одного из установленных системой правил. При выявлении в процессе последующей модерации указанных в жалобе нарушений на web-сайт накладываются специальные фильтры и другие штрафные санкции.
Чаще всего пессимизация происходит из-за неправильной оптимизации сайтов или применения недопустимых методов продвижения. К основным причинам снижения рейтинга можно отнести:
К пессимизации может привести также низкий уровень релевантности. Этот показатель говорит о недостаточном качестве текстов и материалов на web-ресурсе (страница отвечает ключевому запросу, но информация подана слишком узко или размыто).