В Интернете понятием ЧПУ именуется человеко-понятный урл у адреса страницы ресурса, благодаря чему только взглянув на ее адрес, можно получить некоторую информацию о содержимом документа. При использовании ЧПУ не составляет проблем определить каталог либо уровень вложенности конкретного документа. К примеру, по адресу site/catalog1/rekomendacii/ kuda_poehala_krysha можно понять, что статья под названием «Куда поехала крыша» расположена в каталоге 1, содержащем подраздел рекомендаций.
По приведенному примеру становится очевидно удобство человеко-понятного урла. Кроме того, в поисковой оптимизации ресурса наличие ЧПУ также сказывается положительно. Давно известно, что документы, в URL которых присутствуют ключевые слова, поисковиками ранжируются лучше.
К сожалению, существуют CMS, генерирующие URL по только им известному принципу. Можно привести пример сгенерированного автоматически адреса в виде GET-запроса:
site/?r= catalog1&p= rekomendacii &article= kuda_poehala_krysha
С подобным запросом не возникнет проблем у разработчика движка, но не у конечного пользователя. К слову, приведенный пример не такой и плохой, поскольку включает ключевые слова, а очень часто вместо набора понятных слов, в URL содержатся только Id разделов. Еще один минус таких адресов — большая длина.
Еще только начиная разработку, следует внимательно продумать структуру ресурса и имеющихся каталогов. Изменить все адреса на уже действующем сайте — довольно сложно, так как придется с каждой странице делать 301-й редирект на страницы с ЧПУ, при этом сложно избежать возникновения ошибочных адресов и потерь некоторых страниц, а поисковым системам нужно будет снова переиндексировать ресурс.
Определяясь с языком написания ЧПУ, следует учитывать, будут ли использоваться английские слова или адрес будет писаться на латинице с применением транслита.
Таким образом, рекомендуется делать ЧПУ на латинице в транслите, что оптимально как при продвижении ресурса, так и для пользователя.